ЛОГИН     
ПАРОЛЬ     
 


Запомнить меня на этом компьютере!

Если Вы забыли свой логин или пароль - обратитесь к администратору сайта:
телефон: (495) 960-2070,
e-mail: mak@elnet.msk.ru
ИЗМЕНЯЕМОЕ НАЗВАНИЕ
-->

19.III
ДАМСКИЙ САЛОН
ДАМСКИЙ САЛОН
"ЗАТМЕНИЕ" ЧУВСТВ Его называли «поэтом отчуждения и некоммуни- кабельности». Не удивительно, что когда в зале зажегся свет, прозвучал вопрос – так чем же закончился фильм? А вот ничем! И Татьяна Яковлева-Хотиненко начала интереснейший рассказ. Но не столько о картине «Затмение» и творчестве Микеланджело Антониони вообще, сколько о том, как мастер передал ощущение того времени. Кстати, сценарий фильма был написан им с другим известным мастером, Тонино Гуэрра.
    В середине 50-х годов итальянский неореализм, а Антониони причисляли к его основоположникам, стал исчезать. Основными мотивами фильмов 60-х годов были одиночество, усталость, душевная опустошенность. Сменился и сам предмет изображения: уже не бедняки и крестьяне, а люди города, чаще всего из среды верхних слоев интеллигенции и буржуазии.
    Фильм «Затмение», снятый в 1962 году после лент «Приключение» и «Ночь», завершал трилогию Антониони, философское, абстрактное повествование о невозможности истинных чувств, неспособности героев понять друг друга, об отсутствии человеческого контакта и, как следствие, помешательстве общества потребления. Ведь у Антониони затмение происходит в головах героев фильма, людей вполне благополучных, не стесненных материальными обстоятельствами, тем не менее, недовольных своей жизнью. Герои Моники Витти, некоторое время бывшей музой режиссера, и Алена Делона пытаются найти любовь, но так и не находят ее.
    Не случайно Антониони дает фоном периферию Рима. Бесконечные стройки, огромные пустые пространства – символ отсутствия человеческих эмоций. По сложности восприятия, уверена Татьяна, это кино уже приближалось к литературе уровня Джеймса Джойса. Хотя, казалось бы, все просто: здесь нет сюжета, истории, непременного атрибута коммерческому кино. Здесь повествование строится по-другому, здесь идет внутреннее движение, которое нельзя трактовать в бытовой логике. Режиссера интересует только область человеческих чувств и переживаний.
    Открытый Антониони способ передачи человеческой психологии оказал большое влияние на дальнейшее развитие мирового кинематографа, авторского кино Ингмара Бергмана, Фредерико Феллини, Акиро Куросавы и т.д.
Немецкий режиссер Вернер Херцог пару десятилетий назад писал, что наша цивилизация, изобретая множество новых средства связи, приходит к тому, что человек все больше ощущает себя одиноким. Потому что одиночество – это проблема экзистенциальная. Не случайно самые сложные психологические проблемы возникают у граждан наиболее развитых стран.
    Очевидная метафора этого мира в фильме «Затмение» – биржа, где энергичным биржевым маклером-консультантом работает герой Алена Делона. Там идет погоня за эфемерными ценностями – деньгами. Ведь в любой момент можно потерять целое состояние. Подмену истинных ценностей, которая, увы, сегодня достигла невероятных высот, западные художники ощущали уже в начале 60-х. Мы приходим к этому, но с большим опозданием, завершила Татьяна свой рассказ.