Режиссеры «новой волны» считали, нужно снимать легко – как дышишь. Это был взлет авторского кино. Франсуа Трюффо, Клод Шаброль, Луи Маль – все они полагали, что режиссер пишет камерой, как автор пером. Никаких правил не существует: в фильмах «новой волны» так много отсылок к любимым режиссерам, писателям. Они свободно включали в зрительный ряд различные ассоциации из своего интеллектуального багажа, подразумевая в публике умного зрителя и собеседника. Чаще всего в основе таких картин не было ни серьезного сценария, ни сюжета. Тем не менее в свое время они собирали полные залы: в 60-е годы был большой интерес к философии, культуре, литературе. Авторы и зрители находились в одном культурном поле. И подчас фильмы, которые сегодня определили бы в жанр артхаус, собирали больше, чем какой-либо американский блокбастер. Вообще это время было богато новыми тенденциями и направлениями. Голливуд на рубеже 50-60 годов испытывал кризис. Режиссеры «новой волны» отказывались от классиков кино, от кинозвезд – просто на их место пришли новые имена – Катрин Денев, Жан-Поль Бельмондо, Жанна Моро и другие. Жан-Люк Годар был лидером, «сторожем» «французской новой волны». В его фильме «Жить своей жизнью», который Татьяна выбрала как «самый пронзительный и проникновенный», снялась датская актриса Анна Карина, в то время бывшая его женой. Фильм привлекает не столько сюжетом, сколько тем, как камера любуется героиней. Оператор Рауль Кутар умел так работать, словно это обычная уличная съемка (каковой она зачастую и была, лучший осветительный прибор – это солнце). «Жить своей жизнью» – картина о трагичности существования человека в мире, в котором все продается и покупается. Героиня сначала торгует пластинками, потом, оказывается, продают ее саму. В итоге все это заканчивается и вовсе печально. Фильм несколько отстраненный – заключили клубные зрительницы. Но – объяснила Татьяна – исключительно для того, чтобы зритель мог задуматься: об ответственности, о свободе личности, ее непостижимости. Все это будоражило и подпитывало то «потерявшееся» поколение – по аналогии с послевоенным «потеряным» поколением. Не случайно экзистенциализм был философией этого времени. Как говорил Жан-Люк Годар: «Кино - это потребность в общении с людьми, которых не видишь. Такой принцип намеренно уводил зрителей от иллюзий, от всего того, что было связано с американским кино. Годар создавал картинки жизни, которые зрителя заставляли соразмышлять. «Фотография это правда. А кино - это правда 24 кадра в секунду, – говорил режиссер». |