Ведущий концерта, наш соклубник Святослав Бэлза, представляя героя вечера, казалось бы хорошо знакомого любителям музыки, открывал малоизвестные страницы творчества мастера. В самых разных жанрах работал и продолжает работать Рыбников – романсы, музыка к спектаклям, к 150 кинофильмам. Далеко немногие в зале знали, что Рыбников – член Совета Попечителей и автор гимна Московского Английского клуба. Иной раз, подчеркнул Бэлза, даже трудно определить жанр произведения, поскольку он создает его сам. Сенсацией, своеобразной культурной революцией в нашей стране в 1976 году стала первая рок-опера – «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». Затем «Юнона и Авось» – вершина, шедевр, который не увядает до сих пор. Не случайно Пьер Карден счел своим долгом показать этот спектакль в разных странах. «Как знать, – размышлял Святослав Игоревич, – консерваторское образование, школа Арама Хачатуряна или собственная душа композитора требует от него обращения и к самым сложным жанрам... В наше время, когда говорят о закате эры композиторов, когда в этой сфере преобладают не творцы, а звукооформители, создатели саундтреков, Алексей Львович сохраняет достоинство мастера, достоинство этой профессии. Его творчество необычайно разнопланово, сейчас на счету Рыбникова помимо академической хоровой и камерной музыки шесть симфоний, масштабных произведений для симфонического оркестра! Маэстро увенчан всевозможными наградами за свое творчество: Народный артист РФ, лауреат Государственной премии России, обладатель «Ники», «Золотого орла», золотых дисков, премии «Кинотавр» и т.д. Алексей пишет симфонии на тексты, которые сам монтирует – в его произведениях звучит эпос Шумера и стихи Маяковского, поэзия Микеланджело Буонарроти и священные строки из Библии. В наш век поверхностных знаний его интересуют глубинные проблемы бытия, пределы развития которых сегодня достиг человеческий интеллект. Неутомимый труженик, без какого-либо заказа и финансового обеспечения Алексей Рыбников к юбилею отечественной войны 1812 года в своем театре поставил оперу «Живые картины времен Александра I и Наполеона Бонапарта по роману графа Льва Толстого «Война и мир». У него очень серьезные цели, известные только ему и судьбе, которая ведет его по творческой жизни. Мы должны возрадоваться тому, что такой мастер живет и трудится среди нас и создает подлинную музыку». Вечер показал силу таланта Алексея Рыбникова. Для своеобразного юбилея Алексей Львович выбрал хоровую сюиту «Тишайшая молитва» в исполнении Государственной хоровой капеллы России им. А.А.Юрлова, под руководством Геннадия Дмитряка. Блистательный мелодист, он порадовал меломанов симфонией №4 «Vivo al Mondo». Ее исполнил симфонический оркестр «Русская филармония», дирижировал которым «специальный гость концерта», известный румынский маэстро Хориа Андрееску. Главной же изюминкой вечера стала мировая премьера концерта для виолончели с оркестром. Автор посвятил это произведение блистательному виртуозу, виолончелисту Александру Князеву. Зал рукоплескал. Солировавший в тот вечер Князев оценил это произведение очень высоко: «подобное не создавалось со времен Шостаковича и Шнитке». На чествовании композитора, в кругу соклубников и его друзей, маэстро рассказал об интересе, который по окончании концерта киножурналисты проявили к нему не только как к композитору, но и как к члену Английского клуба. Им он поведал об этом уникальном, существующем уже почти два десятилетия сообществе. Старшина Арт-ложи Максим Дунаевский явно выразил общее мнение: «Мы в очередной раз присутствовали при триумфе выдающегося российского композитора. Я счастлив и горд, что живу с Алексеем Рыбниковым в одно время. То, что мы сегодня услышали, это музыка XXI века и при этом абсолютно классическая, ясная, что свойственно произведениям Рыбникова. Может быть это и есть музыка будущего?». От имени членов Клуба Максим поблагодарил блистательных исполнителей, что «донесли до нас эту музыку». Однако при этом не мог скрыть огорчения – на концерте не было видно кого-либо из Минкульта: «Чиновники даже не понимают, что это есть та культура, о которой они так много говорят». Гости вечера поздравляли музыкантов, произносили тосты. Елена Чайковская, поддержав витавшую в воздухе идею синтеза искусств, открыла еще одну потенциально богатую сферу воздействия произведений Рыбникова. «Алексей, это музыка для фигурного катания». Для маэстро высказывание другого высокого мастера стало «высоким признанием». |