ЛОГИН     
ПАРОЛЬ     
 


Запомнить меня на этом компьютере!

Если Вы забыли свой логин или пароль - обратитесь к администратору сайта:
телефон: (495) 960-2070,
e-mail: mak@elnet.msk.ru
ИЗМЕНЯЕМОЕ НАЗВАНИЕ
-->

22.V
АРТ-ЛОЖА
АРТ-ЛОЖА
"Я РАБОТАЮ С ЛЮБОВЬЮ"     «Бесов» экранизировать невозможно, убежден Владимир Хотиненко. Поэтому представил зрителям свое видение романа о болезни русской души. Суть этой болезни – борьба за идеал между верой и безверием.
    В силу сложности экранизации авторам пришлось искать необычные сюжетные ходы и яркие изобразительные средства. Так, Хотиненко позволил себе несколько вольную трактовку. В сюжете появился новый персонаж,  следователь Горемыкин (в исполнении одного из своих любимых актеров -  Сергея Маковецкого). Он, распутывая детективную интригу фильма, словно  становится рассказчиком трагической повести. В романе его нет, но исторически такая фигура существовала. Он расследовал «дело Нечаева», вдохновившее Достоевского на создание романа «Бесы».
    Другая вольность касается персоны Ставрогина. У Достоевского он был склонен к разными увлечениями и «во всем доходил до крайности». Хотиненко, в свою очередь, наделил его особым увлечением – бабочками,  этакое постижение невероятной красоты – до ее края. В прелюдии - начале фильма, фантастически красивые бабочки служат фоном для титров.
    Но бабочка – символ не только красоты, но и недолговечности жизни, смерти.  От красоты, которая спасет мир, до «некрасивости», что его погубит – один шаг. Чередой бессмысленных смертей, жестоких политических убийств сопровождается появление в провинциальном городке кружка революционеров-террористов и их последователей, не понимающих, куда они ведут мир, во имя чего творят зло.  
    Открывая традиционный допремьерный клубный просмотр в необычном для большинства месте – в кинозале ГУМа, режиссер предупредил, что авторы фильма и его участники исходили из печального, но, наверняка, очень близкого к реальности, предположения: мало кто читал «Бесов», а кто-то недочитал, откинув с отвращением.
     Члены Клуба увидели лишь фрагмент, одну серию, но и этого было достаточно, чтобы получить представление об образах,  глубине проработки «материала». В минувшее воскресенье полную версию фильма дал телеканал «Россия». Так что клубная публика была уже подготовлена, «разогрета» к просмотру четырехсерийной телеверсии.
     Особое впечатление, подчеркнул Хотиненко, у группы осталось от Костромы, играющей роль провинциального русского городка, где разворачивается трагическое действие романа. Здесь проходили натурные съемки, самые массовые эпизоды «Бесов». «Кострома — чудесный город и по атмосфере, и по сохранившейся архитектуре. И даже со своей  кинематографической историей. Какой-то Голливуд: местные жители участвовавшие  у нас в массовке, вспоминали: вот тут снимался Мастрояни, а здесь «Жестокий романс» Эльдара Рязанова.  Но главное – это моя замечательная съемочная группа, без них ничего бы не сложилось».
     С любовью режиссер представлял актеров. Хорошо знакомого по спектаклям Ленкома Антона Шагина. Он играет Петра Верховенского: персонаж -  ртуть, человек, который может быть обаятельным и предельно жестоким; в детстве на ночь подушечку крестил, вырос – лишает жизни людей. Член Клуба актер Александр Галибин сыграл губернатора городка. В обойме актеров Хотиненко появилась Маша Шалаева (роль Хромоножки). Как эмоционален  рассказ режиссера о том, как в последний день съемок в Костроме в пять утра она «взяла» восьмиминутный  монолог за один дубль!
     Порадовали своим присутствием и другие представители съемочной группы – Максим Матвеев (Ставрогин), Инна  Штеренгарц – одна из самых опытных кастинг-директоров в стране, с ней режиссер работает постоянно. Татьяна Яковлева – жена, редактор фильма и, судя по всему, самый строгий критик всех работ Владимира Ивановича. На этот раз у Хотиненко в качестве главного оператора был Денис Аларкон Рамирес, обладатель «Золотого орла 2013», сын Татьяны. «Семейственность у нас процветает».
     Когда картина уже была готова, знакомый Хотиненко в книге 1929 г. издания обнаруживает письмо, которое Достоевский адресовал своей почитательнице, попросившей у писателя разрешения сделать инсценировку романа «Бесы». Федор Михайлович советует, как следует поступать со сценографированием  своего произведения. Не пытаться «извлекать из него драму», не переносить буквально эпическое в другую форму. «Другое дело, если вы как можно более переделаете и измените роман... или, взяв первоначальную мысль, совершенно измените сюжет».  При этом, правда, писатель высказал сочувствие желающему довести свое намерение до конца...
    "Все это, - радуется режиссер, - позволяет мне никому не отвечать на вопрос, почему я, как сценарист, так повольничал и что в моем фильме делают бабочки".
    Хорошо, делились впечатлениями соклубники, что автор не стал актуализацировать роман буквально, переносить действие в наше время. Аналогии возникают невольно, а ситуация на Украине лишь подчеркивает провидческий талант великого писателя и пронзительность фильма.


Александр КУДРЯВЦЕВ
Александр КУДРЯВЦЕВ:
«Очень тонкая вещь получилась. Хотиненко удалось передать глубину, сделать его вполне современным и при этом не впасть в карикатуру, в антипафос. А какая потрясающая музыка Алексея Айги сопровождает действие!»
Елена ЗВЕЗДИНА
Елена ЗВЕЗДИНА:
«Погружение автора фильма в сюжет, в эпоху почти 150-летней давности, в особое прочтение сложнейшего произведения полностью передается зрителю. Это ли не показатель высокого мастерства Владимира Хотиненко?».
Федор ЛОСЕВ
Федор ЛОСЕВ:
«Об актерской работе и режиссуре можно и не говорить, они  великолепны, но главная заслуга Хотиненко в том, что он невольно заставит многих прочитать и даже перечитать роман «Бесы».
Владимир ХОТИНЕНКО
Владимир ХОТИНЕНКО:
«Сколько ничтожеств на революционной волне почувствовали себя значимыми».
Александр ГАЛИБИН
Александр ГАЛИБИН:
«Владимир Иванович умеет создать потрясающую атмосферу на площадке. Он с таким уважением относится к актеру, независимо от того, что он играет – большую роль, эпизод или вовсе человек из массовки».