Года два назад Холина поразила театралов Клуба постановкой «Анны Карениной» по роману Льва Толстого. Спектакля, неожиданного по форме, в эстетике невербального театра, где пластическое решение органично передавало гармонию слова и смысла. На этот раз ее изысканная хореография коснулась шекспировского «Отелло». Здесь также нет слов. Конечно, режисер для воплощения своих замыслов выбирает самые известные классические произведения, а стало быть рассчитывает на знание публикой сюжетов. Все остальное – любование, ощущение пластического воплощения трагедии человека, ставшего жертвой жестоких интриг, предательства, ревности. И это уже не эксперимент. Работы Холиной постепенно становятся «лицом театра». Очень своеобразным лицом. В антракте и по окончанию спектакля клубные меломаны пытали друг друга поисками жанра, которым воспользовалась Анжеликой Холиной в ее версии «Отелло». Кто-то явно страдал, будучи лишен языка Шекспира, но может быть считывать эмоции, заложенные бессмертным автором в движениях обычных драматических актеров, было интереснее? Кто-то пытался понять: это промежуточная ступень от балета к театру или наоборот? Приветствуя на клубном фуршете хозяев, руководитель Арт-ложи Максим Дунаевский, подметил совпадение, в День всех влюбленных (на который пришелся этот спектакль) публике была представлена пьеса о любви. Правда, закончилось все там плачевно. 45 лет назад, когда Максим Дунаевский пришел работать в Театр Вахтангова, это был «самый поющий театр», теперь он «самый танцующий». Какие перемены еще ожидают этот один их лучших театров Москвы и даже страны? Не появятся ли в нем цирковые номера? Как знать... Выйдя к клубным зрителям, постановщик спектакля Анжелика Холина призналась, ей хочется, чтобы театр прежде всего был живым, а для этого артисты должны делать, а зрители видеть, непременно, что-то новое. «Публика должна быть взволнована, потому что трудно сейчас добраться до души человека. Все заняты, все погружены в свои дела, все в плену художественных стереотипов». Анжелика, с радостью представляя участников действия: Григория Антипенко, Ольгу Лерман, Антона Семкина, Павла Тэхеда Кардэнаса, которые вовсе не танцевали, а играли. Что, с одной стороны, технически было очень сложно. С другой, сами актеры совершая этот «подвиг», понимали, что в карьере каждого такая роль значит очень многое. Художественный руководитель Театра им. Вахтангова, лауреат Российской театральной премии «Золотая маска» Римас Туминас, с появлением которого театр набрал столь стремительные обороты, в свою очередь приветствовал гостей. А затем в течение вечера с удовольствием делился с окружившими его членами Клуба своими ощущениями от работы с труппой, с московской публикой. Она своей позитивной энергий, идущей из зала, оказывается, значительно отличается от «закрытых» литовских зрителей. Святослав Бэлза, как и остальные зрители, усомнившийся было в том, что на сцене работали отнюдь не профессионалы балета, а артисты, также порадовался за публику, которая с таким энтузиазмом принимала этот изысканный, не простой спектакль. «Ведь большинство шло в обычный театр, на привычного Шекспира, предвкушая все удовольствия: увидеть нагуталиненого мавра, который будет душить блондинку. А тут – ни слова... И зритель принял. А язык сложный, музыка – не Верди. В этом элегантном спектакле так много находок, так много сказано языком хореографической драматургии. Если Ломоносов считал, что могущество России будет прирастать Сибирью, то теперь окончательно ясно: могущество театральной России прирастает Литвой». В числе поздравлявших героев вечера был и кинорежиссер Владимир Хотиненко, он также порадовался тому, что в театре Вахтангова началась новая волна. Спектакль «Отелло» успешное подтверждение тому: предприятие рискованное, но замечательное. |