Получилось страстное сценическое повествование о двойственности человеческой души, о неоднозначности мира, о невозможности выживания доброты и необходимости быть жестоким. О сложной и противоречивой природе человека Бутусову помогли рассказать актеры – Александра Урсуляк, Анастасия Лебедева, Александр Матросов, Александр Арсентьев и другие артисты театра. Постановка представлена на высшую театральную премию «Золотая маска» 2013 года в семи номинациях. До недавнего времени театр им. А.С. Пушкина не входил в обойму внимания Клуба. Да и в театральной общественности сформировалось устойчивое мнение о том, что все интересное проходило мимо этого театра. Три года назад сюда пришел заслуженный артист России Евгений Писарев. Когда-то в театре прошла его актерская юность, на этот раз он вернулся в качестве художественного руководителя. За эти годы театр сумел привлечь внимание зрителей. Он набирает мощь, в нем идут новые спектакли, номинируемые на всевозможные премии, его приглашают на гастроли. В нем становится интересно. На встрече членов Клуба с творческой группой Евгений в двух словах рассказал о драматичной истории театра, отмечающего в нынешнем году свое столетие. Его предшественник, Камерный театр А.Я.Таирова в свое время был одним из известнейших театров Москвы, здесь ставили пьесы Россини, Бомарше, Уайльда, Шоу, Брехта... В 1946 года вышло постановление ЦК ВКП(б), практически запрещающее зарубежную драматургию и ориентирующее театры на советские «бесконфликтные» пьесы о борьбе хорошего с лучшим. Это противоречило таировскому методу. В 1949 году, выжив основателей – Александра Таирова, его жену и ведущую актрису Алису Коонен, театр закрыли за «эстетство и формализм». Удача не сопутствовала возрожденному театру им. А.С.Пушкина. Он овеян мифами и легендами, в частности, что в здании витает призрак Алисы Коонен, которая, уходя из театра, будто бы прокляла его. Кто-то из прежнего руководства собственные творческие неудачи сваливал на эти иррациональные обстоятельства и даже пытался бороться с «явлением». А вот Евгений Писарев шутит, что миф о призраке следует поддерживать и даже использовать в качестве некоего PR-хода. «Пускай летает». Чтобы «не рассказывать в ответ историю Английского клуба», Олег Матвеев в знак доброго отношения вручил Писареву книгу о знаменитом Старшине исторического Клуба, князе Николае Юсупове. Неразрывна связана с Клубом и семья А.С.Пушкина. Так что параллели с театром имени Пушкина возникали сами собой. Ощущениями от увиденного поделился Владимир Хотиненко. Он отметил, что спектакль получился стильным. «Стильные сценография, постановка, манера игры актеров, а музыканты какие потрясающие – можно отдельно камеру ставить и снимать! А стиль для художественного произведения это все. Но при этом пьеса полна человеческих чувств, хотя, надо признаться, прозвучала она чуть-чуть неожиданно. Но, главное, сегодня получился замечательный вечер!». Кинорежиссер явно выразил общее мнение, выделив работу Александры Урсуляк, что, может быть, и не удивительно – ведь она из очень талантливой актерской семьи. Играть Брехта невероятно сложно. А на таких чувствах, эмоциях провести образ героини тем более. Поддержал мнение соклубника и Александр Галибин, кстати, учившийся с Юрием Бутусовым на одном курсе в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии. Он подметил иную сторону увиденного: творчество должно возбуждать, будоражить зрителя. Нельзя не огласиться с Галибиным – этот спектакль не стоит рассматривать в качестве спокойного развлечения, он раздражает, вызывает сильные эмоции. Особое почтение Александр также выразил и режиссеру и таланту исполнительницы главной героини. Ее пронзительный речитатив на немецком языке в последние 20 минут спектакля держал зал в оцепении. К сожалению, приехавший на спектакль Юрий Бутусов был занят с актерами и не смог встретиться с клубными почитателями театрального искусства. Но некоторые представители труппы все-таки прервали обсуждение и помогали членам Клуба пытаться разгадывать интеллектуальный ребус Бутусова: метафоры сыплющегося песка и риса, льющейся воды и иных художественных знаков, явленных только что со сцены. Что обо всем этом думал призрак Алисы Коонен, осталось неизвестно. Можно предположить, что он порадовался новым возможностям, открывающимся в этом театре. |