Со временем выяснилось, что Галибин – человек нескольких миссий. Он не только повествует о внутренним мире ребенка, но и попутно знакомит с культурой, укладом разных народов, делится своими открытиями национальных особенностей. «Золотую рыбку» снимал в Киргизии, фильм «Сестренка» – в Башкирии, «Приключения маленького Бахи» – в Дагестане. На первый взгляд, фильм получился незатейливый, в нем нет искусственной, вымышленной, яркой красоты. И сюжет простой, вызывающий в памяти лучшие примеры итальянского неореализма, советские короткометражные грузинские фильмы. Те, где важен внутренний мир «маленького человека», а сами истории поэтичны и жизненны. Вот и здесь – главный герой Баха – непоседливый и смышленый мальчишка, в нем дух настоящего кавказского мужчины, он бросается решать совсем недетские проблемы, проблемы семьи. Его, конечно, за некоторые поступки могут и выпороть. Но «Все это – ерунда!», бросает взрослым герой понравившееся ему слово. Когда после показа фильма зажегся в зале свет, начался серьезный взрослый разговор. О трудностях и счастье профессии, об ответственности, об истинных ценностях. Согласитесь, немалый риск режиссера и продюсеров центра «ВГИК-Дебют» Федора Попова и Владимира Малышева – над фильмом работали две молодых выпускницы ВГИКа: сценарист Анна Вейлер и оператор Анастасия Трофимова. Анжелика Матвеева обратилась к режиссеру: «Саша, ты сделал очень интересный ход: пригласил двух талантливых дебютанток. Замечательный получился сценарий, мы увидели, с каким сердцем, с каким пониманием сути жизни он сделан. И результат отличный, красота на экране. Как хорошо, когда молодые женщины делают такие шаги. Большого им творческого пути!». Работу оператора оценил и режиссер. «Это первая полнометражная картина Насти, она все сняла «на плечах». У нас нет ни одной компьютерной съемки, ни одного озвученного в павильоне кадра, идет прямой звук с площадки, естественные звуки аула – зовет к молитве мулла, скрипит старый велосипед». В течение полутора месяцев – рассказал Галибин – съемочная группа поднималась с равнины в аул Чох, расположенный на высоте 1800 метров, туда, где красота гор, природы захватывает дух. «Менялась погода, атмосфера, мы снимали не только натуру, жителей аула. Мы подружились со всеми, я совершенно влюбился в это место, в этих людей. Они есть практически во всех эпизодах, поэтому картина максимально реалистична». Старшина Арт-ложи Владимир Хотиненко, представил фильм кратко, но эмоционально: «Это красиво во всем смыслах. Здесь красива природа, красивы человеческие отношения, а главное – Саша вот уже несколько лет заполняет чрезвычайно оскудевшую нишу детского кино. И это очень важно». Для Галибина в любой истории главное – человеческие отношения. «Особенно, где есть семья, понимание друг друга, такого понятия, как род. В Дагестане сохранилась культура добрых отношений, где взрослые уважают детей, а дети – взрослых. Где относятся к отцу как к отцу, а не как к человеку, который приходит с работы. К матери, как человеку, который создает атмосферу в семье. Да, здесь взаимоотношения в семье строго разграничены. И это не связано с насилием взрослого над маленьким, просто они так живут. Уклад передается от одного поколения к другому. Они не хотят уезжать из горной местности, им хорошо там. Они лишь жалеют, что цивилизация внедряется в их жизнь все больше и больше». Исполнитель Бахи восьмилетний дагестанский актер Амир Магомедов, чудом, в результате долгих поисков был найден в Махачкале. На этот вечер, на премьеру фильма в Английском клубе они с мамой прилетели в Москву. В частном разговоре он с удовольствием рассказал, как преодолевал трудности, когда снимался в Чохе, особенно в сцене под ночным дождем. На публику «Баха» резонно процитировал себя: «Все это – ерунда!». Милан Антонян, он играл Пончика, друга Бахи, поблагодарил клубных зрителей, за то, что они нашли время и пришли посмотреть фильм. И если публика просто умилялась детям, Алла Коженкова напомнила легенду о человеке, который мечтал обрести бессмертие. В этом, по его пониманию, заключается смысл жизни. Но волею судьбы он пришел к выводу: мы бессмертны в своих детях, бессмертие приходит благодаря потомству. Человек пытливого ума, Роберт Зиновьев, служивший на Кавказе, часто бывающий там, был потрясен знанием сценаристом предмета. Хотя, как оказалось, Анна Вейлер никогда не была в Дагестане. Она лишь долгое время занимаясь каратэ в коллективе дагестанцев и была впечатлена их взаимоотношениями, не похожими на наши, столичные. Возник вопрос к автору сценария и по поводу шамана. Казалось бы, его фигура более свойственна северным народам, но как-то вполне органично вписалась и в эту кавказскую историю. По мнению Анны, шаман – это некое проявление мульти национальности. Он и его подручный, ворон – вполне работающие персонажи. Шаман здесь – глава рода, понятия очень важного на Кавказе. Он охраняет род, семью, следит за ее судьбой, на что-то главного героя провоцирует, вместе со своим сказочным помощником дает испытания Баху, помогает ему взрослеть. Наличию такого наставника остается лишь позавидовать и согласиться с процитировавшим Ницше Владимиром Хотиненко о том, что художественная правда важнее правды исторической. Фильм получил награду в номинации «Лучший сценарий полнометражного игрового фильма» на Казанском международном фестивале кино, где жюри возглавлял режиссер Владимир Хотиненко. А совсем недавно, в марте Александру Галибину присуждена премия Президента РФ в области литературы и искусства за произведения для детей, с чем режиссера поздравили соклубники. Текст: Виктория Чеботарева Фото: Артем Друзь |