Худруком «Маяковки» Егор стал в мае 2022 года. Человек он опытный, ставил пьесы на сцене Российского академического молодежного театра, а потом стал и главным режиссером РАМТа. Работал в театре «Современник», на сцене «Сатирикона» ставил спектакли. Один из них, «Человек из ресторана», Английский клуб видел. За плечами Егора – полтора десятка театральных постановок. Он ученик Сергея Женовача, окончил режиссерский факультет ГИТИСа, а Женовач – ученик Петра Фоменко, а тот, в свою очередь, учился у Андрея Гончарова, долгие годы возглавлявшего «Маяковку». Так что некоторую преемственность уловить несложно. «Истории» – семь разных новелл, грустных, смешных, лиричных, эпатажных. Собственно таким многоликим, разножанровым всегда был театр Маяковского. О том, что это овеществленная история театра свидетельствовала и неожиданная декорация, идея народного художника Владимира Арефьева: семь сотен сценических костюмов, разных десятилетий, участвовавших в спектаклях театра. Висящие на танкетках в несколько рядов они перемещались, своеобразными занавесами отделяя представления и сцены. В конце позапрошлого века театр именовался «Интернациональный», здесь гастролировали иностранные труппы, выступали известные заграничные актеры: Сара Бернар, Элеонора Дузе и многие другие звезды того времени…. Театр-легенда. В 1920 году здесь был создан Театр Революции, его руководителем вскоре был назначен Всеволод Мейерхольд. Сидя за его столом, Светлана Немоляева ввела публику в историю театра. И исполнила отрывок из давнего спектакля «Смех лангусты». Она – далеко уже немолодая Сара Бернар. Жоржа Питу, ее секретаря, играл Александр Лазарев старший, звучала запись его голоса. Хороший зритель умеет включать воображение. Грустная история с мажорным призывом в финале «Жить надо... жить, а не ожидать смерти...». Далее последовала «самая маленькая драма во всем мире», как говорил о ней автор. Пьеса Антона Чехова «Лебединая песня (Калхас)» также об искусстве, об одиночестве актера, что печальнее, о публичном одиночестве. Пронзительный монолог вышедшего в тираж старого комика, проснувшегося в опустевшем театре после своего бенефиса... Оказавшемуся случайно рядом суфлеру ничего не остается, как утешать актера: «Публика вас любит, Василь Васильич!». Впрочем, судьба не только артистов, но и авторов пьес порой незавидна. Анатолий Лобоцкий и Анна Ардова показали чеховскую «Драму». Ее в известном фильме играла Фаина Раневская, которая также служила какое-то время в этом театре. Мурашкина, «писательница, разрешившаяся от бремени драмой» непременно желает прочитать известному писателю свое произведение. Чтение затянулось и Павел Васильевич, не владея собой, схватил со стола пресс-папье и… «Вяжите меня, я убил ее!». Как известно, «присяжные оправдали его». Далее – инсценировка юмористического рассказа Аркадия Аверченко «Ключ». «Осколок» по рассказу Василия Шукшина «Операция Ефима Пьяных» завершил первое отделение. А затем – как можно сыграть, готовность женщины к самопожертвованию… Ольга Прокофьева выбрала роль княгини Волконской, трагический монолог о женах декабристов, последовавших за мужьями в Сибирь, из поэмы Николая Некрасова «Русские женщины». Для кого-то это прозвучало проникновенно до слез. Многие ловили себя на мысли, как незаслуженно на втором плане литературы оказалась поэзия Некрасова. В финале действа – прекрасная бунинская проза. Игорь Костолевский страстно изобразил все тонкости переживаний поручика, героя рассказ «Солнечный удар». Над сценой прошли титры с названиями спектаклей, именами режиссеров, которые их некогда поставили в театре: Николай Охлопков, Сергей Арцибашев, Андрей Гончаров, Леонид Хейфец, Юрий Иоффе, Карбаускис… Конечно же, не все, нельзя объять необъятное. Юбилейный спектакль было решено оставить в репертуаре лишь на один сезон, так что клуб побывал на одном из последних представлений. Встреча на клубном фуршете с художественным руководителем и участниками спектакля, как это обычно бывает, обрела творческий характер. Старшина клуба, кинорежиссер Владимир Хотиненко высоко оценил «Необычный диалог артистов с залом, ощущение живого контакта, интересную сценографию». «Так, оказывается, просто создать кулисы из костюмов». Егор Перегудов представил народных – Светлану Немоляеву, Ольгу Прокофьеву, Анатолия Лобоцкого, Игоря Костолевского. Заслуженных: Анну Ардову, Дарью Повереннову, Любовь Руденко, Александра Андриенко и многих других артистов. Поблагодарил театр и артистов Владимир Шапенко и прочитал маяковское «А вы могли бы?», добавив от себя: «Необыкновенная энергия сегодня шла со сцены. Для меня театр Маяковского – это эпоха. Великий русский театр жив. Я сегодня в этом еще раз убедился». «Калейдоскоп лучших моментов спектаклей, блестящая идея. Ваш театр за эти непростые годы выстоял и сохранил почтение к традиционному прочтению классики. Можно по пальцам пересчитать театры, которые сохраняют ее, доносят до современного зрителя в истинном виде», – произнесла Людмила Пучкова. «Творческих успехов Егору Перегудову, чтобы он рос в театре вместе с мастерством актеров, чтобы это профессиональное сообщество продолжало существовать и развиваться», – пожелал Владимир Девятов. А дальше пошел такой же, как и спектакль, разноплановый разговор уже в частном порядке; с режиссером, артистами – о театре, о незабвенной классике, об ощущениях пульсации времени, жизненных истинах и вечных ценностях. А как иначе? Текст: Виктория Чеботарева Фото: Артем Друзь |