ЛОГИН     
ПАРОЛЬ     
 


Запомнить меня на этом компьютере!

Если Вы забыли свой логин или пароль - обратитесь к администратору сайта:
телефон: (495) 960-2070,
e-mail: mak@elnet.msk.ru
ИЗМЕНЯЕМОЕ НАЗВАНИЕ
-->

25.XI
ДАМСКИЙ САЛОН
ДАМСКИЙ САЛОН
МОЛОДОЙ БУНТАРЬ НА "НОВОЙ ВОЛНЕ"     Романтизация криминала свойственна кинематографу любых времен. В чем тут причина? В обаянии, искренности антигероя, в мастерстве режиссера, таланте актера, точно выписанной роли, в заманивающем сюжете?
    Жан-Люк Годар, французский кинорежиссер, в 1960 году ответил на все эти вопросы по-своему. И его дебютный полнометражный фильм «На последнем дыхании» стал одной из ключевых лент мирового кинематографа, он открыл целое направление, называемое «новая волна». Не случайно критики писали, что есть кино до Годара и после Годара.
    Революционным, – рассказывала Татьяна Яковлева-Хотиненко – в этой ленте было все. Никто так до Годара не монтировал:  рвано, с резкими переходами. Фильм сделан знаменитым кинооператором Раулем Кутаром так, словно все события увидены случайным прохожим, то ли из окна автомобиля, то ли просто бродящим по Елисейским полям. Помогла этому и техническая революция. К 1960 году появились легкие камеры, позволяющие снимать «с руки».
    Правда и свобода, которые были в фильмах неореализма до 1960 года, здесь обрели более отчетливый, жесткий характер. От послевоенного  романтизма итальянцев уже не осталось и следа. Незначительный бюджет, естественное освещение, отсутствие сценария: Годар и Трюффо сочиняли текст буквально перед началом съемочного дня; актеры импровизировали во время съемок. Все эти приемы в фильме создавали впечатление непосредственности, почти документальности изображаемых событий. Годар представлял кино как отражение жизни,  как необходимость уловить нерв своего времени.
    В картине «На последнем дыхании» Годар жонглирует ссылкам на другие произведения искусства и фильмы, свои и чужие. Здесь цитируются штампы Голливуда, звучит музыка Моцарта, герои обсуждают Фолкнера, мелькают постеры картин Пикассо и Ренуара… Эта картина, как и большинство снятых Годаром, да и вообще фильмов «новой волны», отнесен к разряду интеллектуального кино.
    Работы Годара 1960-х годов оказали революционное влияние не только на мировое киноискусство. Он был одним из идейных лидеров «левого движения», снимал пропагандистские фильмы.  «Я делаю фильмы, чтобы показывать собственное изображение», говорил Годар. Если бы социологи изучали «На последнем дыхании» и иные фильмы Годара внимательнее, то Майские события 1968 года, в которых Годар активно участвовал, не были бы так неожиданны. В 1960 Жану-Люку было 29 лет, чуть меньше его актерам. «На последнем дыхании» – манифест его поколения, отражение процессов, назревающих в обществе. Гимн свободе во всем, бунтарству.
    Именно в Жане-Поле Бельмондо Годар увидел героя поколения: молодых, переживших войну людей, которые поняли, что все романтические идеи ни к чему не привели, что победило буржуазное лицемерие... Малоизвестный к тому времени 26-летний актер благодаря большому дебюту стал мгновенно знаменит, востребован. Как говорил Бельмандо, впервые он почувствовал, что «жизнь - это сон, мечта». Более того, он стал предметом культового поклонения европейской молодежи. В моду вошел стиль его героя: пиджак, черные очки, особая, независимая  манера поведения.
    Так же, как и Ален Делон (кинодебют которого Татьяна представила Дамам в октябре), Бельмондо на «новой волне» сыграл лучшие роли у разных режиссеров. Правда, в отличие от Делона, он получил профессиональное образование – окончил Высшую национальную консерваторию драматического искусства.
    Впоследствии, до 1986 года, Бельмандо был одним из самых коммерчески успешных актеров Франции. Создал собственную кинокомпанию Cerito. С 1987 года стал совмещать работу в кино и театре. Снялся в 95 фильмах, сыграл 40 театральных ролей, удостоен премии «Сезар» за роль в фильме «Баловень судьбы», в 2011 году – Золотой пальмовой ветви Каннского кинофестиваля, получил государственные награды.
    В маленьком уютном кинозале ГУМа погас свет, мелькнули заглавные титры... Персонаж   Бельмондо делает не раз повторяемый в течение фильма характерный жест: проводит пальцем по своим губам, уподобляя себя герою Хамфри Богарта. Молодой, беспечный негодяй Мишель цинично убивает настигающего его полицейского, угоняет машины, чаще,  чтобы просто куда-то переместиться. Он не прочь вытащить деньги из кошелька подружки. Да, у него есть мечта – скрыться в Италии, но что-то постоянно мешает реализоваться этому плану. В конце концов полиция настигает прожигателя жизни,  финальный выстрел... Миловидная девушка-американка (в исполнении Джин Сиберг) без особых сомнений сдает его властям. А ей он, наверное, склонен был доверять больше всех.
    Не страдал от рефлексий и сам герой... Так почему же симпатии Дам, как, вероятно, и всех зрителей, что смотрели «На последнем дыхании» в течении более полувека,  были на стороне авантюриста, а не «правильной» американки? Годар описывает это противостояние, стремление к свободе языком искусства, без особого морализаторства, не давая рецептов. Романтизация ли это преступника? Зритель должен сам прийти к выводу.


Анжелика МАТВЕЕВА
Анжелика МАТВЕЕВА:
«Безусловно, у нас в стране тоже был период оттепели в кинематографе, но в этом процессе чувствовалась некоторая вторичность. Действительно, французская "новая волна" отразилась не только на мировом кинематографе, но и на жизни. И так же, как и в фильме, стильные люди того периода, с одной стороны, представляли собой типаж потерянного, с другой – очень  свободного человека. И так же, как герой фильма «На последнем дыхании», они не понимали, что с этой свободой делать. И поэтому иногда они уходили в область криминала. В нашей стране – скорее замыкались в себе... Конечно, такие фильмы дают почву для размышлений».
Елена АЗАРХ
Елена АЗАРХ:
«Как важно услышать высокопрофессиональное толкование фильма, личности кинорежиссера, процессов, происходящих в мировом кинематографе. Да и картина сделана так достоверно, снята настолько мастерски, что можно вживую представить эту ситуацию. И, спустя годы, переживать за героев».