Но лишь десятая часть этой богатейшей коллекции располагается в выставочных залах галереи, видимой части этого уникального айсберга. Остальные шедевры хранятся в депозитарии, специальном хранилище музейных экспонатов. Попасть сюда постороннему человеку не просто сложно, а практически невозможно. Только благодаря давним добрым отношениям Английского клуба с Галереей Дамы смогли побывать в святая святых Третьяковки. Сопровождала гостей Людмила Квашнина, заведующая отделом фондов дореволюционного искусства ГТГ. В двух словах она рассказала об уникальном хранилище – пространстве с практически идеальными условиями хранения произведений. Депозитарий Третьяковки построен не одно десятилетие назад, но до сих пор сюда обмениваться опытом прибывают коллеги из других музеев мира. Главные сокровища Третьяковки — это русская живопись. На легко выкатываемых металлических кассетах размещены бесценные полотна. В хранилище живописи XIX-XX веков Дам встретила Людмила Полозова, старший научный сотрудник отдела. Она, выдвигая стеллажи, демонстрировала один шедевр за другим. Полотна передвижников, известные и малознакомые полотна Кузнецова, Грабаря, Кончаловского, Серова, портреты Головина. А о любимом Исааке Левитане, музыкальности его произведений Людмила Вячеславовна, кажется, могла говорить бесконечно. Экскурсовод обратила внимание на редкие работы Архипа Куинджи, славившегося эффектными цветосочетаниями, для достижения которых художник проводил эксперименты с красочными пигментами и прибегал к особому освещению при подаче своих картин. На портрет жены Третьякова Веры Третьяковой - двоюродной сестры мецената Саввы Мамонтова, руки Ивана Крамского. В отделе реставрации живописи сейчас в работе огромное плотно «исторического живописца», создателя произведений на библейские и антично-мифологические сюжеты – Андрея Ивановича Иванова (1775-1848), отца знаменитого художника Александра Иванова. Реставратор готовил полотно к экспозиции. В этом зале гостям удалось узнать о некоторых технических тонкостях этой кропотливой работы. Многие ли непрофессионалы подозревают, что для укрепления провисающей от времени картины, под нее подкладывают, натягивая, новый холст? У каждого произведения своя своеобразная «история болезни», куда регулярно заносятся результаты всех осмотров и реставрационных работ. В запаснике древнерусской живописи Дамам продемонстрировали, среди прочих древностей, икону XIII века. Феодоровская икона Божией Матери, одна из великих икон, почитаемых в Русской православной церкви. Название она получила от великого князя Ярослава Всеволодовича (1246), носившего в святом крещении имя Феодор – в честь святого Феодора Стратилата. В 1613 году чудотворной Феодоровской иконой был благословлен при избрании на царство Михаил Романов. С того времени она стала почитаться императорским Домом Романовых и в течение всех 300 лет была семейной иконой. В отделе реставрации иконописи всегда трудились фанатично преданные своему делу люди. Подтверждением тому был подробный рассказ о реставрации иконы, над которой специалист работает уже 1,5 года, кропотливо снимая слой за слоем, добираясь до раритетного первого, сделанного в XVI веке, руководствуясь заповедью «не навреди». Сопровождавшая Дам Людмила Яковлевна, хранитель собрания Н. С. Гончаровой, не смогла упустить случая и не остановиться на своей любимой «амазонке авангарда». Дамы узнали картины, которые относительно недавно они видели на выставке в Третьяковской галерее на Крымском валу «Наталья Гончарова. Между Востоком и Западом». Каково же было удивление обнаружить, что все полотна уместилась в ковровой развеске в одной комнате! Особенно трогательными оказались маленькие натюрморты на картонках. Когда художнице было за 70, превозмогая боль в суставах, с трудом держа кисть, она продолжала писать цветы. В помещениях хранения скульптур расположилась интересная подборка «пробных» небольших памятников Владимиру Маяковскому, сделанных для конкурса на памятник поэту на Триумфальной площади в Москве. В конкурсе участвовали десятки лучших скульпторов страны. В ходе экскурсии возникало немало различных вопросов. О возможности продать часть картин, чтобы получить средства для приобретения новых экспонатов, о передаче некоторых икон церкви. Для музейных работников эта тема давняя и болезненная. Но Галерея стоит на своем – не расставаться с произведениями искусства. В редчайшем случае можно обменять какую-либо работу одного художника из множества, находящихся в музее, на равноценное произведение другого, творчество которого представлено в недостаточной степени. Непросты взаимоотношения музея и православной церкви, требующей вернуть ей отреставрированные иконы, попадающие к реставраторам зачастую в плачевном состоянии. Отдать их в церковь, значит утратить эти хрупкие произведения, многие из них могут жить только в музейных условиях. Существует и закон, не позволяющий доски музейного уровня выводить из фондов музеев России. Из хранилища Дамы выходили в воодушевленном настроении, перенасыщенные информацией, впечатлениями, с единственным сожалением – что так мало времени было дано на осмотр. |