ЛОГИН     
ПАРОЛЬ     
 


Запомнить меня на этом компьютере!

Если Вы забыли свой логин или пароль - обратитесь к администратору сайта:
телефон: (495) 960-2070,
e-mail: mak@elnet.msk.ru
ИЗМЕНЯЕМОЕ НАЗВАНИЕ
-->

2.IV
ДАМСКИЙ САЛОН
ДАМСКИЙ САЛОН
ТРЕТЬЯКОВКА: ХРАНИТЬ ВЕЧНО     Еще при жизни Павла Третьякова слава его коллекции распространилась далеко за пределы России. Сегодня в Государственной Третьяковской галерее  одна из самых крупных в мире коллекций русского изобразительного искусства. В ее фондах более 130 тыс. экспонатов: живопись, графика, скульптуры, произведения декоративно-прикладного искусства XI – начала XXI веков.
    Но лишь десятая часть этой богатейшей коллекции располагается в выставочных залах галереи,  видимой части этого уникального айсберга. Остальные шедевры хранятся в депозитарии, специальном хранилище музейных экспонатов. Попасть сюда постороннему человеку не просто сложно, а практически невозможно. Только благодаря давним добрым отношениям Английского клуба с Галереей Дамы смогли побывать в святая святых Третьяковки.
    Сопровождала гостей Людмила Квашнина, заведующая отделом фондов дореволюционного искусства ГТГ. В двух словах она рассказала об уникальном  хранилище – пространстве с практически идеальными условиями хранения произведений. Депозитарий Третьяковки  построен не одно десятилетие назад, но до сих пор сюда обмениваться опытом прибывают коллеги из других музеев мира.
    Главные сокровища Третьяковки — это русская живопись. На легко выкатываемых металлических кассетах размещены бесценные полотна. В хранилище живописи XIX-XX веков Дам встретила Людмила Полозова, старший научный сотрудник отдела.
    Она, выдвигая стеллажи, демонстрировала один шедевр за другим.  Полотна передвижников, известные и малознакомые полотна Кузнецова, Грабаря,  Кончаловского, Серова, портреты Головина.    А о любимом  Исааке Левитане, музыкальности его произведений Людмила Вячеславовна, кажется, могла говорить бесконечно.
    Экскурсовод обратила внимание на редкие работы Архипа Куинджи, славившегося  эффектными цветосочетаниями, для достижения которых художник проводил эксперименты с красочными пигментами и прибегал к  особому  освещению при подаче своих картин. На портрет жены Третьякова Веры Третьяковой - двоюродной сестры мецената Саввы Мамонтова, руки Ивана Крамского.
    В отделе реставрации живописи сейчас в работе огромное плотно «исторического живописца», создателя произведений на библейские и антично-мифологические сюжеты – Андрея Ивановича Иванова (1775-1848), отца знаменитого художника Александра Иванова. Реставратор готовил полотно к экспозиции. В этом зале гостям удалось узнать о некоторых технических тонкостях этой кропотливой работы. Многие ли непрофессионалы подозревают, что для укрепления провисающей от времени картины, под нее подкладывают, натягивая, новый холст?
    У каждого произведения своя своеобразная «история болезни», куда регулярно заносятся результаты всех осмотров и реставрационных работ.
    В  запаснике древнерусской живописи  Дамам продемонстрировали, среди прочих древностей,  икону XIII века. Феодоровская икона Божией Матери, одна из великих икон,  почитаемых в Русской православной церкви. Название она получила от великого князя Ярослава Всеволодовича (1246), носившего в святом крещении имя Феодор – в честь святого Феодора Стратилата. В 1613 году чудотворной Феодоровской иконой был благословлен при избрании на царство Михаил Романов. С того времени она стала почитаться императорским Домом Романовых и в течение всех 300 лет была семейной иконой.
    В отделе реставрации иконописи всегда трудились фанатично преданные своему делу люди. Подтверждением тому был подробный рассказ о реставрации иконы, над которой специалист работает уже 1,5 года, кропотливо снимая слой за слоем, добираясь до раритетного первого, сделанного в  XVI веке, руководствуясь заповедью «не навреди».
    Сопровождавшая Дам Людмила Яковлевна,  хранитель собрания Н. С. Гончаровой,  не смогла упустить случая и не остановиться на своей любимой «амазонке авангарда».  Дамы узнали картины, которые относительно недавно они видели на выставке в Третьяковской галерее на Крымском валу «Наталья Гончарова. Между Востоком и Западом». Каково же было удивление обнаружить, что  все полотна уместилась в ковровой развеске в одной комнате! Особенно трогательными оказались маленькие натюрморты на картонках. Когда художнице было за 70, превозмогая  боль в суставах, с трудом держа кисть, она продолжала писать цветы.
    В помещениях хранения скульптур расположилась интересная подборка «пробных» небольших памятников Владимиру Маяковскому, сделанных для конкурса на памятник поэту на Триумфальной площади в Москве. В конкурсе участвовали десятки лучших скульпторов страны.
    В ходе экскурсии возникало немало различных вопросов. О возможности продать часть картин, чтобы получить средства для приобретения новых экспонатов, о передаче некоторых икон церкви. Для музейных работников эта тема давняя и болезненная. Но Галерея стоит на своем – не расставаться с произведениями искусства. В редчайшем случае  можно обменять какую-либо работу одного художника из множества, находящихся в музее, на равноценное произведение другого, творчество которого представлено в недостаточной степени. Непросты взаимоотношения музея и православной  церкви, требующей вернуть ей отреставрированные иконы, попадающие к реставраторам зачастую в плачевном состоянии. Отдать их в церковь, значит  утратить эти хрупкие произведения, многие из них могут жить только в музейных условиях. Существует и закон, не позволяющий доски музейного уровня выводить из фондов музеев России.
    Из хранилища Дамы выходили в воодушевленном настроении, перенасыщенные информацией, впечатлениями, с единственным сожалением – что так мало времени было дано на осмотр.


Татьяна ПАЛЬШИНА
Татьяна ПАЛЬШИНА:
«Мне очень понравилось, это мое первое посещение музейных запасников, тем более такого высочайшего уровня. Поразили замечательные специалисты, влюбленные в свое дело, в произведения, которые он хранят, исследуют, реставрируют и рассказывают о них, как о собственных детях – с  придыханием».
Наталья МОРОЗОВА
Наталья МОРОЗОВА:
«Преклоняю голову перед людьми, которые посвящают жизнь сложнейшей работе с произведениями искусства, особенно требующими реставрации. Интересно было наблюдать процесс реставрации икон, а затем, в другом зале – восстановления  картин. Узнать, какие технологии применяются, какие краски используются. Конечно, хотелось бы подольше побыть в зале хранения произведений живописи второй половины XIX века, повнимательнее рассмотреть шедевры русских художников, к сожалению, этого не удалось...».
Светлана НИКИТОВА
Светлана НИКИТОВА:
«Замечательная идея  познакомиться  с богатством  Третьяковки, хранящемся в скрытом виде.  Жалко, что оно недоступно широкому зрителю и «выходит в свет» лишь когда  организуется тематическая выставка или в честь юбилея автора произведений».