ЛОГИН     
ПАРОЛЬ     
 


Запомнить меня на этом компьютере!

Если Вы забыли свой логин или пароль - обратитесь к администратору сайта:
телефон: (495) 960-2070,
e-mail: mak@elnet.msk.ru
ИЗМЕНЯЕМОЕ НАЗВАНИЕ
-->

4.III
ДАМСКИЙ САЛОН
ДАМСКИЙ САЛОН
"МЕЛЬКАЮТ ВЕТРЕНЫЕ МОДЫ..."     «Любовь к моде пришла из Франции. Не мода, а именно любовь к моде». Так считает известный историк моды  Александр Васильев. Маэстро в течение многих десятилетий коллекционирует подлинные наряды и аксессуары прошлых эпох,  великолепно ориентируется в стилях, модных тенденциях и с удовольствием делится своим опытом. На этот раз в Государственном музее А.С.Пушкина  были представлены платья, костюмы и предметы дворянского быта из его коллекции и музейных собраний.
    На выставке «Мода Пушкинской эпохи» показано более 50 нарядов, около 500 дамских и мужских аксессуаров, деталей гардероба,  живописные портреты, модные картинки, предметы интерьера и быта... Большая часть этих артефактов мира моды явлены зрителям впервые.
    Казалось, что по литературным произведениям, историческим мемуарам мы неплохо представляем себе образ жизни и быт знати позапрошлого века. Но поистине откровением в устах старшего научного сотрудника Музея А.С. Пушкина Евгении Рапопорт прозвучало, по скольку раз на дню светский человек вынужден был переодеваться! Правила хорошего тона требовали соответствия наряда  каждой ситуации, принятому этикету.
    Евгения Александровна, рассказывая о жизни светского общества пушкинского времени, избрала жанр не экскурсии, а  предложила проследить жизнь  человека света последовательно  – с утра до вечера. Утренний туалет, прогулка, утренний визит, обед, вечерний визит, званный ужин, посещение театра, Английского клуба или бала...
    С той же последовательностью представали перед зрительницами уникальная одежда и аксессуары Пушкинской эпохи: дезабилье, кисейные платья, кашемировые шали, домашние чепцы, фраки, жилеты, бальные наряды, кисеты, веера, браслеты...
    Мода распространялась на обстановку гостиных и музыкальных салонов – там правила хозяйка дома. Хозяин предпочитал для общения с друзьями  свой кабинет, обставленный в ином вкусе: кабинет должен был располагать к неспешной и доверительной мужской беседе, за хорошей трубкой  и рюмочкой настойки...
    Как можно было в сюртуке для утренней прогулки появиться на званном обеде или нанести вечерний визит!
    Фантазия позволяла совершить «променад» по Невскому проспекту, заглянуть в модный магазин, коими славился тогда Кузнецкий мост в Москве.
    Рассказ о нарядах, манере поведения, превращался в повествование об образе жизни дворян. Мало, кто знал, что в те времена в московских оранжереях благополучно выращивали не только привычные средней полосе цветы, овощи и фрукты, но и  ананасы. Не случайно этот плод зачастую украшал столы дворянских домов.
    Появление этой выставки в музее Пушкина логично. Поэт был не просто светским человеком, посещал званные обеды и балы. Он понимал в моде толк, хотя относился к ней иронично. Специалисты утверждают, что слово «мода» в произведениях Пушкина употреблено 84 раза. Особенно поэт преуспел в этом в романе «Евгений Онегин», который вполне можно назвать «Энциклопедией русской моды». Замечательные строки Пушкина, цитаты из писем поэта и свидетельства его современников, характеризующие облик окружения, благодаря Евгении Александровне, также погружали всех в ту давнюю эпоху.
    Эпоху, когда Франция диктовала моду всей Европе... Русский костюм дворян формировался в этом русле. В искусстве, а затем и в быту, в одежде главенствовал стиль ампир. Вот почему в моду вошли античные туники – открытые, легкие, стянутые под грудью полупрозрачные платья. Дамские туфельки шили из материи, чаще всего из атласа, обвязывая ленты вокруг щиколотки на манер античных сандалий.
    А вот мужскую моду в XIX веке диктовала преимущественно Англия. С легкой руки Пушкина в российском сознании поселилось понятие «денди».
    Зародившись в Англии, дендизм был окрашен романтическим бунтарством, ориентирован был на экстравагантность поведения, на культ индивидуализма. Такой стиль жизни был свойствен Байрону. Пушкин не был законодателем мод, но его поведение и костюм, как внешний знак дендизма, современники соотносили с поэтом, героями его произведений.
    Особое настроение в этом путешествии Дам по пушкинской эпохе создал единственный мужчина – иногда в Дамском салоне бывают исключения – Гедиминас Таранда. Известный  танцор, руководитель Имперского русского балета, а стало быть, глубоко вникающий в тонкости сценических нарядов, нашел для себя много нового в стиле одежды, в особом «духе эпохи» Пушкина.
    По окончании экскурсии прошло чаепитие. Тему золотых лет Английского клуба, которые пришлись как раз на пушкинскую эпоху  – с 1802 по 1812 год, продолжила исполнительный директор Клуба Мария Данилова. В нынешнем контексте, подчеркнутой толерантности клубных правил, забавно звучали сведения из истории Клуба о невозможности женщины присутствовать в мужском собрании. Исключения в то время были крайне редки. Знатные дамы, жены членов клуба смогли посетить клуб за всю его историю только трижды: во время коронаций Александра II, Александра III и Николая II.  Вот тут-то женщины, не жалея средств, заказывали в Брюсселе кружева, шили наряды, приобретали уникальные украшения. Как говорил Пушкин: «Лихая мода, наш тиран, недуг новейших россиян».


Евгений БОГАТЫРЕВ
Евгений БОГАТЫРЕВ:
«Коллекция Александра Васильева, а в силу того и сама выставка – уникальны. Даже в Эрмитаже или в Историческом музее  собрания костюмов Пушкинской эпохи меньше. В стенах нашего музея эта выставка очень органична, поскольку является продолжением экспозиции».
Ольга МУЛЮКОВА
Ольга МУЛЮКОВА:
«Я, помимо прочего, обратила внимание на неувядающую актуальность натуральных тканей, представленных здесь, таких, как, например, шерсть, шелка. А как приятна естественность каждого наряда. Вполне современны ткани в полоску и мелкий цветочек – сегодняшние стилисты внедряют их даже в высокую моду. Но особенно интересными мне показались белые утренние домашние платья. Они, как мне кажется, формировали особое отношение мужчин к женщине – как к человеку нежному, слабому, требующему, чтобы ее оберегали. Как это мудро!».
Гедиминас ТАРАНДА
Гедиминас ТАРАНДА:
«Я в восторге. Оказаться в дамском обществе и слушать такую высокопрофессиональную лекцию о моде пушкинских времен! Возникает ощущение, что приобщаешься к каким-то тайнам».
Татьяна БИБИКОВА
Татьяна БИБИКОВА:
«Признаюсь, что я вряд ли самостоятельно выбралась бы на такую выставку. Очень хорошо, что Дамский салон устраивает подобные встречи. Отправляясь в музей, я думала, что посмотрю старинные фасоны, какие-то нюансы, а нам поведали столько любопытных сведений о пушкинской эпохе».