ЛОГИН     
ПАРОЛЬ     
 


Запомнить меня на этом компьютере!

Если Вы забыли свой логин или пароль - обратитесь к администратору сайта:
телефон: (495) 960-2070,
e-mail: mak@elnet.msk.ru
ИЗМЕНЯЕМОЕ НАЗВАНИЕ
-->

17.IV
ДАМСКИЙ САЛОН
ДАМСКИЙ САЛОН
КОНФОРМИЗМ КАК ДИАГНОЗ   Способность быть современным и актуальным в любые другие времена, наверное, и есть главное свойство классического произведения искусства. Италия, пережившая фашизм, воспринимала эту болезнь и ее последующие проявления иначе, чем сейчас это происходит на Украине. Но тогда почему так близки и сегодня осмысленные, прочувствованные переживания Бернардо Бертолуччи по поводу неофашизма в Италии середины 60-х? Почему напрашиваются аналогии? Все дело в мощи художественного высказывания, масштабе личности художника, его мироощущения.
  В Италии в те времена увлекались политическими идеями. Появилось даже особое направление – политический фильм. Так Лукино Висконти создал картину «Гибель богов» с аллюзиями к Достоевскому, Вагнеру, Ницше. Лилиана Каванни – фильм «Ночной портье», где также пытается отыскать причины фашизма в глубинах человеческой души. Как-то она сказала: «Человеческое «естество» — это «мир тьмы», и, когда власти легализуют его, тогда становятся возможными любые преступления против человечности».
  Фильм «Конформист» Бертолуччи снял в 1970 году по одноименному роману Альберто Моравиа, правда, из художественных соображений, значительно изменил, усложнил  последовательность действия. В этой ленте 29-летний режиссер исследует не только фашистское прошлое Италии, но и мотивы поступков людей, темные стороны их личности, связанные с чувственностью, травмирующими событиями детства, которые влияют на жизнь взрослого человека.
  Очевидно, тут нельзя не заметить влияние фрейдизма. Художники того времени были увлечены учением великого психоаналитика. Многие из них полагали, что именно эти элементы делают человека пособником фашистской идеи.
  Роль итальянского аристократа Марчелло Клеричи исполнил французский актер Жан-Луи Трентиньян, актер с мировым именем, хорошо известный к тому времени по фильму «Мужчина и женщина». Для него «Конформист» – самая любимая картина. И самая любимая роль – сложная, потребовавшая глубокого погружения в характер героя, казалось бы, обычного человека, но не выдерживающего сложного выбора. Конформист, приспособленец, он выбирает комфортную, тихую жизнь.
  Трентиньян сыграл роль человека на грани псхопатологии.  По печальному совпадению, во время съемок фильма задохнулась и умерла его младшая дочь. Так что на исполнение этой сложной роли наложилось еще и личное переживание. Хотя актер в этой картине очень сдержан в эмоциях.
  Созданию замечательного актерского ансамбля помогли две актрисы: итальянка Стефания Сандрели и француженка Доменик Санда. Эта роль сделала Доменик, безвестную фотомодель (снявшуюся только  у режиссера Брессона  в экранизации Достоевского «Кроткая») звездой. С тех пор у этой исполнительницы, обладающей необычайной соблазнительной красотой, были десятки ролей в кино.
  «Конформист» производит очень сильное впечатление еще и потому, как мастерски Бертолуччи использовал талант одного из гениальных операторов XX века – Витторио Стораро. Стораро,  обладатель трех премий «Оскар», говорил: «Я думаю о своей карьере как о бесконечном поиске гармонии между противоположными жизненными силами: светом и тенями, сознательного и бессознательного, материей и энергией, мужчиной и женщиной».
  Стораро был глазами режиссера и его соратником. Сложный, психологический фильм  оказался удивительно интересным по своему визуальному ряду, где идет постоянная игра света и тьмы – собственно, то, что происходит в душе героя, который становится доносчиком и нравственным преступником.
  Тем не менее, в свое время в советском прокате, и даже на Московском кинофестивале  картина появилась в изуродованном до неузнаваемости виде. Ее перемонтировали, так как чиновникам от кино оказалось непонятно сложное смещение времен действия. Несмотря на важнейшую роль цвета в фильме, его пустили в черно-белом варианте...
  Бернардо Бертоллучи и прежде снимал картины интересные, представлявшие его размышления о том, что переживал западный мир. Но слава пришла к нему именно с этой картины.
  О новаторской роли «Конформиста» в мировом кинематографе можно судить по тому, что он открыл путь к созданию таких психологических драм, как «Крестный отец» и «Апокалипсис сегодня».
  Постепенно, как раз к фильму «Конформист»,  Бертолуччи отошел от радикальных, революционных идей и решений. И даже говорил, что не надо, как многие тогда призывали, «приравнивать камеру к винтовке». Он желал широкого зрителя. И «Конформист» позволил ему это сделать: от узкого политического арт-кино шагнуть к свободе.
  Со времени создания фильма «Конформист» прошло почти полвека. И, как это происходит каждый раз во время кинопогружений в классику, все Дамы вновь пришли к выводу – насколько нынешнее массовое кино обеднело по сравнению с прежним кинематографом. Нет той глубины героев, образности, многообразия смыслов. Тем приятнее прикасаться к источнику настоящего искусства, представленному Татьяной Яковлевой-Хотиненко.


Наталья МОРОЗОВА
Наталья МОРОЗОВА:
«Замечательный фильм, это высокое искусство. Вот только ощущение какой-то придавленности. Оттого, что само повествование печальное, оттого, что история развивается по спирали...».
Марина СПИРИДОНОВА
Марина СПИРИДОНОВА:
«Вот уж действительно, сила искусства! И через полсотни лет фильм оставляет зрителя не только в потрясении, но и в слезах».
Наталья ПАНИНА
Наталья ПАНИНА:
«Посыл великого мастера Бертолуччи в «Конформисте» состоит в том, что это время родило такой типаж. Человек в этой обстановке развивается паталогически, с таким вот нравственным креном. И ключ к этому состоянию найден – это конформизм. Беда только в том, что подобное время возвращается».