Татьяна Яковлева-Хотиненко предложила Дамам вернуться в историю кино, в классический период развития Голливуда, посмотрев фильм «Эта замечательная жизнь». Одна из самых любимых американцами картина, снятая в 1946-47 годах также высокопочитаемым большинством американцев (подобно Эльдару Рязанову в нашей стране) режиссером Фрэнком Капра. Капра был удивительным человеком, убежденным, что он живет в лучшем из миров. В начале Великой депрессии он участвовал в выборной кампании Франклина Рузвельта, с его новым курсом, символичной песней-лозунгом «Вновь наступают счастливые дни». Капра был создателем лирически-иронической комедии, в которой действовали простые люди и где все всегда заканчивалось хорошо. Что еще нужно зрителю? «Эта замечательная жизнь» в общем-то незамысловатая картина, в ней говорится о простых потребностях человека, о неистребимой вере в чудо, которая любому, даже самому отчаявшемуся человеку, дает надежду. Но при этом фильм высоко оценивали и критики с более изысканными вкусами. Потому что в ней, помимо комической истории об обычном американце, который любит свою семью и хочет обыкновенного счастья, есть некоторый изыск. Капра применил интересный драматургический прием, замечательный с философской и со стилистической точки зрения. В конце фильма он предложил представить: а что бы случилось, если бы герой фильма вообще не родился? Капра прекрасно понимал – в отсутствии объединявшей нацию многовековой культуры – кино для американцев было больше, чем кино. Они подгоняли свою жизнь под представляемые Голливудом мифы, персонифицированные идеалы, верили в неизбежную победу героя. Иначе как же переживать трудности? Фрэнк обладал тонким чувством вкуса, иронией, выразить которые режиссеру помог Джеймс Стюарт. Актер своеобразный, олицетворявший обычного и в то же время необычного человека. С одной стороны, обладающего всеми приметами красавца. С другой – выглядевшего недотепой. В 30-е годы актер нередко снимался в кино, но так и остался незамеченным. Марлен Дитрих, с которой у него был роман, его игру трактовала как некий новый стиль, уничижительно именуя его «мямлющие актеры». Но именно этого типа исполнители с точно прописанными репликами, выразительной дикцией в эпоху классического Голливуда приближали реализм, которым впоследствии прославили «фабрику грез» Де Ниро, Марлон Брандо и пр., игравшие «как в жизни». Боевой лётчик, ветеран Второй мировой войны и войны во Вьетнаме, бригадный генерал, вернувшись с войны из Европы Стюарт обнаружил, что интереса к нему режиссеры не проявляют. Актер уже было впал в депрессию, но, как это часто бывает в фильмах Фрэнка Капра, раздался звонок... Встреча с режиссером сделала его звездой. Знаменит Стюарт тем, что за полвека, работая с разными режиссерами, он создал обширную галерею «маленьких людей» большой Америки и оставил заметный след во множестве жанров: комедия, драма, мелодрама, детектив, биографический фильм, триллер, вестерн. При очень привлекательной внешности – красивый, высокий, статный – Стюарт никогда не был секс-символом. Актер женился в 40 лет и со своей семьей счастливо прожил почти до 90 лет. Кроме того, известен своей не по-голливудски благопристойной репутацией вне экрана. Увиденная история вызвала в дамском клубном сообществе живой разговор о том, что и нашему зрителю нравится хороший романтический кинематограф. И мы, зная наизусть «Иронию судьбы...», обязательно приостановимся у предновогоднего экрана, чтобы в сотый раз насладиться незамысловатыми перипетиями героев, убедиться, что end непременно happy... |