Картина снята камерно, преобладают крупные планы, незамысловатые диалоги. Речь идет о не совсем счастливой семье. Восьмилетняя Ана (очаровательная юная актриса Ана Торрент), пережившая смерть матери, через некоторое время обнаруживает при весьма пикантных обстоятельствах мертвым своего авторитарного отца. Причастен ли ребенок к его гибели? Нет, но почему-то девочка спокойно, но тщательно моет стакан, в котором кроме молока был яд... Или это не яд, а всего лишь сода, которую мама называла страшным ядом, по принципу «прячьте от детей»... Нет, это фильм не о детской преступности. Это размышление о детских страхах, эмоциональных привязанностях, об умении детей без особых внешних переживаний противостоять агрессии со стороны взрослых. О том, как маленькая героиня уходит в свой иллюзорный мир и пускает туда только того, кто ей симпатичен. В конце концов о том, как ребенок воспринимает само понятие смерть. Будь то уход очень близкого человека, неприятного отца, питомицы свинки. Или это просто желание, чтобы исчезла их хладнокровная, строгая тетя, пытающаяся, как умеет, заменить девочкам мать. Героиня легко играет с сестрами в популярную игру «умри-отомри». Для ребенка смерть обыденна... Реальность и фантазии меняются местами. Ана видит живой мать – ее играет Джеральдина Чаплин – она разговаривает с ней, а когда ее нет, слушает пластинку с грустной, ритмичной песней «Porque te vas» (Потому что ты уходишь). Джеральдина же изображает и уже значительно повзрослевшую девочку и куда более осознанно вспоминает детские страхи, по всей видимости не отпустившие ее и во взрослом состоянии. Название фильма относит зрителя к испанской пословице Cría cuervos y te arrancarán los ojos (Выкорми воронов, и они выклюют тебе глаза). Так говорят о неблагодарных, плохо воспитанным детях. Действительно, осиротевшие девочки ну совершенно не умеют пользоваться вилкой и ножом! – сердится тетя. Но в общем, заданном автором контексте пословица явно двусмысленна, поскольку намекает: любое зло, в том числе совершенное по отношению к народу, однажды возвратится к тому, кто его сотворил. Отец Аны не просто показан в форме офицера фашистского режима, играющий его актер Эктор Альтерио и внешнее похож на Франко. Съемки Cria Cuervos проходили в последние месяцы, длившегося с 1936 по 1975 годы, франкистского режима, когда диктатор уже был при смерти. На экраны фильм вышел, когда его не стало, в январе 1976 года. Конечно, зрители в нем усмотрели аллегорию событий в Испании на изломе эпох. Отец Аны здесь олицетворяет режим диктатора. Парализованная, постоянно бессловесно улыбающаяся бабушка, что живет только воспоминаниями, старыми фотографиями и популярной в 1930-е годы песней «Ay, Mari Cruz» – этакая старая Испания. А Ана и ее сестры – это «новая» Испания, пережившая жестокость бытия, живет переменами... В финале солнечным утром под «Porque te vas» дети бодро отправляются в школу. Начинается учебный год. Жизнь не безнадежна. Из кинозала ГУМа компания переместилась в кафе Bosco, чтобы поделиться впечатлениями. Причем не только и не столько о фильме. Тема ощущения себя в детстве, а это удивительное свойство мысленно вернуться туда, в свое прошлое, доступно наверное человеку любого возраста... Не случайно эта идея становится предметом множества художественных произведений, художественных переживаний. Главное – не врать самому себе в этом непростом путешествии. Ведь дети – такие фантазеры. Как взрослые. Текст: Виктория Чеботарева Фото участниц встречи |