До него Дитрих снялась в 17 фильмах, но ее имя не было знакомо широкой публике. И могло статься, что никто так и не узнал бы об актрисе – не найдись для этой Галатеи американский режиссер Джозеф Фон Штернберг, обладавший удивительным талантом, как бы сейчас сказали, стилиста. «Голубой ангел» снят в 1930 году. Это было время, когда все из Европы уезжали в Америку, а Штернберг, наоборот, отправился снимать фильм в Германию. Немецкий кинематограф тогда переживал период расцвета, в нем еще явно звучали отголоски экспрессионизма, свойственного фильмам Германии 20-х годов. Сценарий «Голубого ангела» был написан по мотивам романа Генриха Манна «Учитель Гнус». Вряд ли Манн, написавший его гораздо раньше, вкладывал политический смысл в историю нравственного падения преподавателя Унрата, педанта и моралиста, попавшего под чары певички. Как подметил один критик, теоретик немецкого кино, этот фильм «начинается лаской, а заканчивается звуком хлыста». Штернберг же предчувствовал, куда катится Германия. В его фильме вполне можно было услышать предостережение немцам, ставшим легкой добычей проповедников фашистской идеологии. С «Голубого ангела» началась блистательная карьера Марлен Дитрих (при рождении Мари Магдалене Дитрих) в кино, в роли этакой роковой обольстительницы, «знойной женщины со стальным позвоночником». Именно с этой картиной возник миф о Марлен Дитрих. «Голубой ангел» не только вошел в число культовых картин. Впоследствии было снято несколько ремейков этого фильма и даже имя героини фильма – Лола-Лола – стало нарицательным. После съемок Дитрих уезжает в Голливуд, где «Paramount Pictures» заключит ней контракт на семь лет. Штернберг снимет с ней череду фильмов: «Дьявол – это женщина», «Морокко», «Императрица», где она играла Екатерину... Шесть фильмов, которые она сняла в Голливуде со Штернбергом, принесли ей всемирную известность и утвердили в сознании массового зрителя то, что представляла собой Дитрих. После расставания в 1935 году со Штернбергом актриса продолжила свой творческий путь самостоятельно. На ее личную и творческую жизнь наложили отпечаток и война в Германии, и отказ Гебельсу в получении полного кинематографического карт-бланша в Германии. В конце концов она берет американское гражданство. Да, актриса будет сниматься в других фильмах – и в вестернах, и в серьезных картинах, таких, как «Нюрбергский процесс», доказав, что ее личность куда более значительна, чем это видел Штернберг. Но если бы он не придумал ей роль Лолы-Лолы, как знать, как сложилась бы ее карьера... О последующей жизни великой актрисы, трагической финальной странице ее судьбы Татьяна рассказала после фильма за общим обедом. Завершать «заседания» Дамского салона в ГУМе в ресторане с видом на Красную площадь стало уже приятной традицией. |