Для француженки Синьоре это был звездный час, хотя к тому времени она уже была известной актрисой, снявшейся почти в трех десятках кинофильмов. «Путь наверх» стал вершиной ее карьеры, он принес ей премию «Оскар», награды Каннского кинофестиваля и Британской киноакадемии, другие престижные премии. Все признавали, что эта роль была точно по ней, по ее характеру. Синьоре была не только талантлива и красива. Она была умна. В конце 40-х в знаменитом парижском «Кафе де Флор», излюбленном месте творческой и интеллектуальной публики, где собирались актеры, художники, писатели, она естественно себя чувствовала в компании Сартра, Аполлинера, Камю, уже тогда она была увлечена философией. Первый муж актрисы – режиссер Ив Аллегре. Но основная часть ее жизни прошла с Ивом Монтаном, звездой французской эстрады. Ради него она готова была даже бросить сниматься в кино. Правда, как-то услышав пренебрежительную фразу, брошенную мужем: «Чем ты тут занимаешься? Сидишь, вяжешь? Ты не снимаешься, потому что тебя не приглашают!», подошла к телефону и, позвонив, дала согласие на роль Терезы Ракен. Вскоре вышел новый и далеко не последний фильм с участием Симоны Синьоре в главной роли. Это был долгий семейный и творческий союз. Симона всегда поддерживала его, сопровождала во время гастролей. Известно их позитивное отношение к Советскому союзу, где они, особенно Монтан, пользовались огромной популярностью. Правда их роман с Союзом продолжался до чешских событий 1968 года, после чего они осудили «авторитарную диктатуру, называвшую себя социалистической». Что подтверждало: Синьоре всегда придерживалась четкой политической и гражданской позиции. Ее героиня в фильме «Путь наверх» также поражает цельностью своей натуры. Роль Элис несколько перекликается с непростой судьбой самой актрисы. Ива Монтана нельзя было отнести к числу преданных мужей, а появление в его жизни Мэрилин Монро надломило их взаимоотношения с Симоной на всю оставшуюся жизнь. Несмотря на это, после смерти жены Монтан все шесть лет, до своей кончины, во время выступления обязательно оставлял незанятым в восьмом ряду «ее» место. По желанию Монтана похоронены они рядом в Париже, на кладбище Пер-Лашез. Фильм «Путь наверх» был ключевым не только в жизни актрисы, но и в истории синема. Именно с него началось возрождение английского кино. Да, потом появятся ленты гораздо более значительные. Но в этой картине, снятой в 1958 году малоизвестным широкой публике режиссером Джеком Клейтоном по одноименному роману Джона Брэйна, были впервые отражены основные принципы того, что в то время называлось «кино рассерженных» или «новой волной». Основной темой творчества «сердитых молодых людей» был протест героя, как правило, из рабочего или среднего класса, против окружающей его действительности, против кастовости, разделенности английского общества. Обновление языка и самой тематики искусства началось с литераторов, с театра, где тогда шли пьесы «Оглянись во гневе», «Вкус меда» и т.д. Потом их экранизировали. Кино следовало за театром. Тема молодого героя, честолюбивого провинциала, стремящегося пробиться «наверх», в это время была очень распространена. Разумеется, анатомия мезальянса, способа проникновения чужака в высшее общество, всегда привлекала авторов. Достаточно вспомнить стендалевское «Красное и черное», роман Теодора Драйзера «Американская трагедия» или фильм Вуди Аллена «Матч-пойнт». Основная тема картины «Путь наверх» – ты добиваешься того, к чему стремился, но при этом теряешь что-то несоизмеримо важное. Трагический образ героини, созданной Симоной Синьоре, заставляет зрителя задумываться над этим «диагнозом» вот уже более полувека. Продолжение обсуждения этой темы последовало уже в узком кругу Дам за столиком в уютном кафе ГУМа. |