ЛОГИН     
ПАРОЛЬ     
 


Запомнить меня на этом компьютере!

Если Вы забыли свой логин или пароль - обратитесь к администратору сайта:
телефон: (495) 960-2070,
e-mail: mak@elnet.msk.ru
ИЗМЕНЯЕМОЕ НАЗВАНИЕ
-->

6.XI
ДАМСКИЙ САЛОН
ДАМСКИЙ САЛОН
АМАЗОНКА АВАНГАРДА     Такого масштаба персональных выставок самой известной русской художницы в Москве не было сто лет. «Внешняя жизнь Гончаровой так бедна, так бедна событиями, что даже и не знаешь, какие назвать, кроме дня рождения выставок». Так отозвался о русской художнице один биограф.
Евгения Илюхина – куратор этой уникальной выставки, относится к явлению под именем Наталья Гончарова иначе. Будучи хранителем в Третьяковской галерее ее произведений, документов и прочих артефактов, она поделилась знаниями о том, как именно «внешняя жизнь» сделала творчество художницы столь разноплановым и многогранным. А потому выставка, убеждена она, – а это около 400 произведений 1907-1959 годов, – дает шанс каждому найти то, что ему интересно.
    Илюхина, видя интерес, с удовольствием рассказала Дамам о наиболее знаменитых, эталонных произведениях самой известной, а сегодня еще и самой дорогой русской художнице, одной из наиболее ярких фигур в искусстве ХХ века.
    На выставке продемонстрированы произведения из собрания Третьяковской галереи, обладающей уникальной по количеству и качественному составу коллекцией работ Гончаровой – живопись, эскизы к спектаклям парижских «Русских сезонов», наброски костюмов и книжные иллюстрации. Здесь также представлены «арт-объекты», доставленные из 23 отечественных и зарубежных музеев и частных собраний. В их числе Центр Жоржа Помпиду (Париж), парижский Музей современного искусства города, Музей моды Гальера (Париж), Музей Людвига (Кельн), Стеделийк-музей (Амстердам), «ABA Gallery» (Нью-Йорк). Подавляющее большинство произведений из этих коллекций никогда ранее не выставлялось в России. Например, шанс увидеть настоящее платье по эскизу Гончаровой, хранящееся в музее Гальера, минимален, поскольку, как и графика, такие произведения живут исключительно в запасниках.
    Неплохо усвоив уроки Ван Гога, Гогена, Матисса, Пикассо и других французских художников того времени из собрания Петра Щукина, Гончарова, тем не менее, отстаивала национальные истоки русского авангарда.
    Впрочем, истинные ценности у нее были свои. Дочь математика Сергея Гончарова, внучатого племянника Натальи Гончаровой, жены Александра Пушкина, детство Наталья Сергеевна провела в имении. Этим объясняется доминирующая в полотнах художницы «крестьянская тема». Жизнь обедневшего дворянского рода Гончаровых в ту пору не очень отличалась от крестьянской. О «деревенскости» ее творчества интересно писала Марина Цветаева. «Когда я говорю «деревенская», я, естественно, включаю сюда и «помещичья», беру весь тот вольный разлив: весны, тоски, пашен, рек, работ, - все то разливанное море песни. Деревенское не как класс, а как склад, меньше идущее от избы, чем от степи, идущей в избу, заливающей, смывающей ее».
    «Всю жизнь любила деревню, а живу в городе...» – говорила о себе Гончарова. В основе ее творчества – связь с художественной традицией восточно-христианского мира и допетровской Руси: иконописью, деревянной скульптурой, лубком.
    В Московское училище живописи, ваяния и зодчества она встретилась с Михаилом Ларионовым. Признанный лидер молодых художников отметил особое чувство цвета Гончаровой, призвание живописца; стал ее наставником и спутником жизни. Союз Ларионова и Гончаровой – особый творческий феномен, их стремление к новаторству было весьма плодотворным. Резкая смена стилей, переходы от фигуративных к беспредметным формам – характерная особенность искусства Гончаровой.
    В 1913 году она декларировала своеобразие своего пути:  «Мною пройдено все, что мог дать Запад до настоящего времени…, мой путь к первоисточнику всех искусств – к Востоку».
    Экспозиция разделена на три пространственные зоны. Две из них представляют фигуративную живопись и графику, по Цветаевой: «Россия» и «После-России».
    В 1915 году Гончарова покидает родину для оформления «Русских балетов» Сергея Дягилева. Особый раздел выставки посвящен этой теме. Эскизы для дягилевских спектаклей принесли Гончаровой всемирную славу – но не богатство. Волею судьбы Гончарова до конца своих дней осталась жить в Париже.
    Живопись «французского периода» демонстрирует обращение Гончаровой к новым для нее мотивам и темам. После поездки в Испанию в 1916 году в работах мастера появился образ «испанки», который под кистью Гончаровой приобретает узнаваемый декоративный характер. Полиптих «Испанки» (1923-1926) на выставке «собран» из разных музеев. Испанская серия демонстрирует эволюцию стиля Гончаровой – от позднего декоративного кубизма и ар-деко к своеобразной версии неоклассики.
    Третий раздел экспозиции посвящен «лаборатории Гончаровой-Ларионова новых художественных форм»: кубизму, лучизму, футуризму, беспредметным композициям.
    Создала ли Гончарова школу, невольно задавались вопросом Дамы клуба? Ответ на него в свое время дала все та же Марина Цветаева. «Если создала, то не одну, и лучше, чем школу; создала живую, многообразную творческую личность. Неповторимую.... Гончарова только и делает, что перерастает собственные школы. ....Как работает Наталья Гончарова? Во-первых, всегда, во-вторых, везде, в-третьих, всё. Все темы, все размеры, все способы осуществления (масло, акварель, темпера, пастель, карандаш, цветные карандаши, уголь, – что еще?), все области живописи, за все берется».
    В числе этого «всё» есть даже книжные иллюстрации, редкие издания, образцы авторских книг, оформленных Гончаровой в России и во Франции.
    Гончарова, в чем, безусловно, можно было убедиться, отличалась фантастической работоспособностью. Уже в зрелом возрасте Наталья Сергеевна замечала: все проходит – любовь, дружба, остается только одна работа. В поздние годы она вынуждена была к руке, пораженной артритом, привязывать лентой кисть и так продолжала писать. Она шла к славе – заключила Евгения Илюхина – не думая о ней.


Галина КЛЕЦКИНА
Галина КЛЕЦКИНА:
«Казалось, мы вполне знакомы с творчеством Натальи Гончаровой. Но, выясняется, какая же она творчески «всеядная», необыкновенная и великая!».
Наталья МОРОЗОВА
Наталья МОРОЗОВА:
«Я бы не отнесла творчество Гончаровой к своим любимым направлениям, но не отметить интересных композиционных и цветовых решений нельзя. Выставка позволила увидеть «анатомию поиска» художницы».