Авторам выставки удалось выявить характерные черты творчества Головина, продемонстрировать многообразные грани таланта русского мастера. В выставке участвуют 23 музея и частные коллекции России и СНГ. Третьяковской галерее удалось собрать в экспозиции около 300 артефактов. Только Бахрушинский музей предоставил более 100 работ, сценические костюмы привезены из в Санкт- Петербурга. Заведующая отделом графики Государственной Третьяковской галереи Ирина Шиманова с огромным почтением к автору знакомила Дам с произведениями Александра Головина. Он учился с Левитаном, Коровиным, Врубелем, сотрудничал с Поленовым. Начинал как продолжатель традиций передвижничества. Со временем увлекся декоративно-прикладным искусством. Создал майоликовые панно для фасадов московской гостиницы «Метрополь». В Париже на Всемирной выставке в 1900 году за свои майоликовые работы он получил серебряную медаль. Головин экспериментировал и с деревом – создавал рамы для зеркал в народном стиле, проектировал мебель, посуду. Но в первую очередь современники знали художника все же как выдающегося сценографа. Сначала он работал в Большом театре, затем главным художником-консультантом при Дирекции Императорских театров в Петербурге. На выставке представлены долгое время считавшиеся утраченными костюмы к спектаклю «Маскарад» из собрания Александринского театра, эскизы декораций и костюмов, работы к спектаклям «Кармен», «Дон-Жуан», «Орфей и Эвридика», «Сольвейг» и др. Работа в театре подняла художника на недосягаемую высоту. Когда Сергей Дягилев готовился поставить в Париже свой первый «Русский сезон», тогда еще не балетный, а оперный, он обратился за помощью к художнику Александру Головину: «Сделайте так, чтобы Париж рехнулся!». И Головин «сделал». Первый же спектакль, который он оформил — «Борис Годунов», «прогремел» на всю французскую столицу. Хотя главным для Головина была сценография, как и многие художники его поколения, он работал в разных видах искусства. На выставке много пейзажей и натюрмортов. Особенно же обращали на себя внимание Дам портреты. Они естественны, хотя и декоративны: серия портретов Федора Шаляпина, в частности, знаменитый образ царя Бориса в тяжелой золотой одежде. Показан цикл портретов «Испанки». Головин обладал удивительным даром колориста. Есть и некоторые особенности – практически в любой работе можно отыскать непременные для творца детали-знаки: зеленое, белое, красное, нечто полосатое, золотой предмет и обязательно цветы, преимущественно розы. Роза как символ Серебряного века, уходящего времени путешествует по его картинам. Головинские пейзажи и натюрморты, где вымышленное сливается с подлинным, сложно с чем-то перепутать. Выставка возвышает художника в культурной памяти. Головина ценили при жизни. Так Александр Бенуа Головиным восхищаясь им, писал: «он умный человек и изумительно талантливый художник». Что касается личности мастера, то даже для современников Александр Головин был фигурой, во многом неразгаданной, «человеком, застегнутым на все пуговицы». Благодаря Головину костюмы и декорации стали шить не из дорогих тканей, как это было принято, а из обычного холста. Ручной росписью, аппликациями, которые художник делал собственноручно, он добивался точной имитации любых ценных материалов. Художник работал в сложной технике, и многие его экспонаты было непросто транспортировать. Как призналась Ирина Шиманова, некоторые работы ради проекта покинули свое «хранилище» в первый и, скорее всего, в последний раз. Художника не переставали вспоминать многие десятилетия позже. И все же, с сожалением признает Ирина Шиманова, в последствии Александр Головин был незаслуженно забыт. Выставка, организованная Третьяковской галерей, это не только дань памяти великому творцу, но и редкая возможность, разглядывая фотографии, эскизы, живопись, этюды к спектаклям «открыть» и, возможно, понять имя Головина в искусстве. |