ЛОГИН     
ПАРОЛЬ     
 


Запомнить меня на этом компьютере!

Если Вы забыли свой логин или пароль - обратитесь к администратору сайта:
телефон: (495) 960-2070,
e-mail: mak@elnet.msk.ru
ИЗМЕНЯЕМОЕ НАЗВАНИЕ
-->

17.IV
ДАМСКИЙ САЛОН
ДАМСКИЙ САЛОН
"Сделай так, чтобы Париж рехнулся."     Мало находится таких произведений, судьба которых мистическим образом накладывается на судьбу страны. 25 февраля 1917 года. На улице уже слышны выстрелы русской революции. В это же время в Александрийском театре шла премьера спектакля «Маскарад». Мейерхольд и Головин хотели подвести своим «Маскарадом» итоги всего Серебряного века. А в итоге подвели итоги всей русской культуры Петербургского периода. Современники восприняли «Маскарад» как последний маскарад империи. Это был прекрасный конец прекрасной эпохи.
    Авторам выставки удалось выявить характерные черты творчества Головина, продемонстрировать многообразные грани таланта русского мастера. В выставке участвуют 23 музея и частные коллекции России и СНГ. Третьяковской галерее удалось собрать в экспозиции около 300 артефактов. Только Бахрушинский музей предоставил более 100 работ, сценические костюмы привезены из в Санкт- Петербурга.
    Заведующая отделом графики Государственной Третьяковской галереи Ирина Шиманова с огромным почтением к автору знакомила Дам с произведениями Александра Головина.  Он учился с Левитаном, Коровиным, Врубелем, сотрудничал с Поленовым. Начинал как продолжатель традиций передвижничества. Со временем увлекся декоративно-прикладным искусством. Создал майоликовые панно для фасадов московской гостиницы «Метрополь».
    В Париже на Всемирной выставке в 1900 году за свои майоликовые работы он получил серебряную медаль. Головин экспериментировал и с деревом – создавал рамы для зеркал в народном стиле, проектировал мебель, посуду.
    Но в первую очередь современники знали художника все же как выдающегося сценографа. Сначала он работал в Большом театре, затем главным художником-консультантом при Дирекции Императорских театров в Петербурге. На выставке представлены долгое время считавшиеся утраченными костюмы к спектаклю «Маскарад» из собрания Александринского театра,  эскизы декораций и костюмов, работы к спектаклям «Кармен»,  «Дон-Жуан», «Орфей и Эвридика», «Сольвейг» и др.
    Работа в театре подняла художника на недосягаемую высоту. Когда Сергей Дягилев готовился поставить в Париже свой первый «Русский сезон»,  тогда еще не балетный, а оперный, он обратился за помощью к художнику Александру Головину: «Сделайте так, чтобы Париж рехнулся!». И Головин «сделал». Первый же спектакль, который он оформил — «Борис Годунов», «прогремел» на всю французскую столицу.
    Хотя главным для Головина была сценография, как и многие художники его поколения, он работал в разных видах искусства. На выставке много пейзажей и натюрмортов. Особенно же обращали на себя внимание Дам портреты. Они естественны, хотя и декоративны:  серия портретов Федора Шаляпина, в частности, знаменитый образ царя Бориса в тяжелой золотой одежде. Показан цикл портретов «Испанки».
    Головин обладал удивительным даром  колориста. Есть и некоторые особенности – практически в любой работе можно отыскать непременные для творца детали-знаки: зеленое, белое, красное, нечто полосатое, золотой предмет и обязательно цветы, преимущественно розы. Роза  как символ Серебряного века, уходящего времени путешествует по его картинам. Головинские пейзажи и натюрморты, где вымышленное сливается с подлинным, сложно с чем-то перепутать.
    Выставка возвышает художника в культурной памяти. Головина ценили при жизни. Так Александр Бенуа Головиным восхищаясь им, писал: «он умный человек и изумительно талантливый художник». Что касается личности мастера, то даже для современников Александр Головин был фигурой, во многом неразгаданной, «человеком, застегнутым на все пуговицы».
    Благодаря Головину костюмы и декорации стали шить не из дорогих тканей, как это было принято, а из обычного холста. Ручной росписью, аппликациями, которые художник делал собственноручно, он добивался точной имитации любых ценных материалов.  Художник работал в сложной технике, и многие его экспонаты было непросто транспортировать. Как призналась Ирина Шиманова, некоторые работы ради проекта покинули свое «хранилище» в первый и, скорее всего, в последний раз.
    Художника не переставали вспоминать многие десятилетия позже. И все же, с сожалением признает Ирина Шиманова, в последствии Александр Головин был незаслуженно забыт. Выставка, организованная Третьяковской галерей, это не только дань памяти великому творцу, но и редкая возможность, разглядывая фотографии, эскизы, живопись, этюды к спектаклям «открыть» и, возможно, понять имя Головина в искусстве.


Наталья ПАНИНА
Наталья ПАНИНА:
«Головин – это наша классика. Я знала, что он театральный художник, но то, что мы увидели здесь – роскошные пейзажи, изумительные портреты, потрясающие прикладные работы – обнаруживает в нем человека не только величайшего мастерства, но и удивительной фантазии, новатора».
Наталья МОРОЗОВА
Наталья МОРОЗОВА:
«Для меня формат Дамского салона – это целый мир. Я человек очень занятой, не всегда получается следить за интересными событиями, происходящими в Москве. А мероприятия салона меня очень организуют и я без сожаления передвигаю любые важные дела, чтобы прикоснуться к новому и прекрасному».