Грета Грабо, как и ее современница Марлен Дитрих, безусловно, входит в список икон кинематографа, поэтому Татьяна Хотиненко не могла обойти вниманием персону столь интересной и загадочной судьбы. Сама о себе актриса говорила: «История моей жизни пишется в черных ходах, боковых дверях, потайных лифтах и прочих секретных лазейках, которые позволяют мне покидать и проникать в помещения так, чтобы другие люди не докучали мне». Урожденная Грета Ловиса Густафссон училась актерскому мастерству в театральной школе при Королевском драматическом театре Стокгольма. Там она познакомилась со шведским режиссером Морицом Стиллером. Он не просто обучал ее киномастерству, но и создал образ «женщины-сфинкса». Завороженный красотой, он пригласил ее сниматься в рекламных роликах, придумал девушке благозвучный псевдоним – Грета Гарбо. Образ «загадочной женщины» Греты Гарбо отличался от манер «знойной женщины со стальным позвоночником» Марлен Дитрих. Грета Гарбо была «в недосягаемости», ею можно было восхищаться только издали. Луис Б. Майер – кому не знакомо название киностудии Metro-Goldwyn-Mayer – предложил актрисе и Морицу Стиллеру работать у него. Но карьера Стиллера в Америке не пошла, отношения с восходящей звездой Гарбо испортились. Гарбо сыграла в кино особенных героинь – Анну Каренину, причем дважды, в немом и звуковом фильмах, главную роль в «Даме с камелиями», Мату Хари и других. Ее образ всегда был связан с темой любви. Фильмография Гарбо насчитывает несколько десятков картин. Но поскольку все ее фильмы 30-х годов отмечены архаичной стилистикой, Татьяна для этой встречи выбрала любимую самой актрисой картину «Ниночка» (1939 год), замечательную сатиру на советскую бюрократию. Кстати, вполне современную и сегодня. Режиссер этой искрометной комедии - ироничный в своих работах Эрнст Любич, немецкий и американский кинорежиссер, сценарист, продюсер. Фильм вышел в прокат со слоганом «Гарбо смеется!». Это была первая кинокомедия Гарбо. И предпоследнее появление на киноэкране. Покинула кинематограф актриса в возрасте 36 лет. «Я устала от Голливуда, никогда не любила свою работу. Бывали дни, когда я просто заставляла себя идти на студию. По сути дела я снималась даже дольше, чем планировала. Остановиться раньше мне не позволял контракт». В 1951 году Грета Гарбо приняла американское гражданство, поселилась в солидных апартаментах на Манхэттене. Последующие полвека была затворницей, избегала публичных мероприятий и журналистов. В этом она была похожа на Марлен Дитрих, также прожившую долгую жизнь и в старости не желавшую ни с кем встречаться. При этом кинодива была очень обеспеченной женщиной, умело вкладывавшей средства в произведения искусства. Благодаря своему другу и возлюбленному Джорджу Шлею она собрала великолепную коллекцию живописи. Грета Гарбо скончалась в одиночестве в возрасте 84 лет. В чем ценность таких встреч в рамках Дамского салона, помимо душевности общения и прикосновения к Великому искусству? Каждый рассказ Татьяны Яковлевой о фильме, о судьбе того или иного киноактера, режиссера напоминает раскидистое дерево ассоциаций, сопутствующих сведений, повествований о людях, создававших эти кинолегенды. Тем самым она невольно заинтересовывает свою немногочисленную дамскую аудиторию в необходимости продолжить «кинопутешествие» самостоятельно, просматривая фильмы, погружаясь в киноклассику. Эти беседы всегда переходят границы отпущенного на киносеанс времени, компания дам Клуба перетекает в кафе «с видом на Красную площадь». И это место становится началом уже иных бесед. |